Змеинный камень

Змеиный камень - Шатур

Змеиный камень представляет собой гранитную глыбу, исключительно необычную для Шатурских болот, которая некогда была языческим святилищем, а позже святилищем уже православным — бьющий из под камня родник был освящён, рядом стояла часовня (не сохранилась). Село Шатур считается древней «столицей» территории нынешних Шатурского и Егорьевского районов, давшей название современному городу Шатура. Церковь в селе Шатур в своё время расписывал небезызвестный Грабарь.

Письменное упоминание о Шатуре впервые появилось в 1423 г. в духовной грамоте великого князя Московского Василия Дмитриевича. Сельцо Шатур было одним из сторожевых постов, что стояли на границе Великого Владимиро-Суздальского княжества с Муромо-Рязанским, которая в старинные времена проходила по реке Поля до села Кривандино, откуда резко поворачивала на восток. Шатур был расположен в очень удобном для сторожевого поста месте — на небольшом возвышении, защищенном от внезапного нападения рекой Полей. Загадочное здесь начинается буквально с названия. Такое непривычное нашему русскому уху слово скорее всего досталось в наследство от древнейших насельников края — финно-угорских племён. На берегу истинно мещерской, тихой и тёмной речки Поли жило племя мурома, а рядом с ним мещера. Корень «ур» встречается почти во всех финских названиях сохранившихся на землях, которые некогда занимала мурома. Этот удивительный факт позволяет очень точно очертить их границы их проживания. Происхождение этого корня не только до конца не выяснено, но даже напротив, в последнее время появилось сразу несколько теорий, объясняющих его значение. Одни выводят его из древне-мордовского слова «ур» — «белка». Тогда можно предположить, что белка была тотемным животным племени мурома, но это не подтверждается данными фольклора, мифологии этих мест соседних угро-финских народностей. Вторая гипотеза трактует «Ура», как «змеиного Бога» или «Змеиного царя».

(С позиций строгой этимологической науки, топонимы и гидронимы с окончанием на *ур носят неясное происхождение и смысл. Отнесение их к определенному этносу пока бездоказательно).

Действительно, змеи часто обожествлялись в языческие времена. Возможно остатки именно этого культа несколько лет назад исследователи обнаружили восточнее, в глухой Рязанской части Мещеры, где в народных представлениях змея занимала место чёрта. Кстати фамилия Змиёв распространена в Егорьевском районе.

Корень «шат», родственный мордовским словам, трактуется как «невысокая горка». Именно на этой горке и возник, а к 16 веку уже стал центром волости Шатур. Это было время христианизации и активного проникновения славян в эти края. На древнем холме, возможно служившем капищем, была поставлена первая деревянная церковь. Самые древние церкви строились на языческих капищах и в Новгороде, и в Муроме, и во многих других городах и весях. Чудские жальные (священные) камни сложены в алтарях старинных церквей Северо-запада России, а во дворе одной из муромских церквей даже лежит поверженный языческий идол. Однако часто древние святыни вписывались в новую религию. Так было и в Шатуре — поклонный камень и священный родник в версте южнее села почитался и в христианские времена. Есть свидетельства, что в 19 веке около камня с ключом была часовня. Камень с родником и церкви составляли единый комплекс.

Это поселение считается одним из самых древних в Подмосковье, и когда-то было «столицей» обширной территории, занимаемой теперь Шатурским и Егорьевским районами. В древние времена люди считали змей очень мудрыми , и в быту частенько принимали решения, ориентируясь на поведение представителей змеиного племени. Кроме того, наши предки извлекали и чисто практическую пользу из близкого знакомства с ними: змеиным ядом удавалось лечить болезни, им смазывали наконечники боевых стрел… На уцелевших древних жертвенниках, керамических сосудах сохранились, в числе прочих, изображения пресмыкающихся. Самым распространенным был «змеиный» узор, состоящий из двух сплетенных в единую спираль змей, повернувших головы в разные стороны.

У племен, живших когда-то в средней полосе, одним из почитаемых божеств был Ур — змеиный царь. К нему обращались с молитвами об удачной охоте, он покровительствовал добыче и переработке болотной руды.

Шатур находится на невысоком холме у берега речки Поли, а вокруг на километры — дремучие леса и топкие болота. В последние несколько десятилетий эти места упорно «отвергают» постоянное присутствие человека. Лет 300–350 назад Шатур числился в переписных книгах «погостом» — административным центром нескольких деревень). Нынче от тех времен в окрестностях древнего поселения сохранились лишь заброшенные торфоразработки, насыпи, да зарастающие дренажные канавы. Похоже, Змеиный Бог оказался недоволен вторжением людей в его исконные владения.

Правильное название этого урочища – «Ушмор». Его корни уходят в глубокую древность, 2000 год до нашей эры. Сейчас это абсолютно незаселенная территория, а тогда там жило множество людей. Их называли «люди озер». Они слыли колдунами и повелителями природных сил. Самым почитаемым был змеиный бог Ур. На месте села Шатур было капище змеиного бога. А напротив села, если перейти через реку Поля, до сих пор стоит ритуальный камень.

Вообще-то в наших местах камни, тем более такие громадные — редкость. Иногда какая-то неведомая сила выталкивает их на поверхность. Видимо, этот валун — один из них. Когда христиане пришли в эти края, они построили здесь часовню. Но она разрушилась, и теперь от нее не осталось и следа.  Нынче Змей-камень практически полностью выкопан, вокруг построено капище.

Исследователи отмечают, что в окрестностях Шатура зафиксированы мощные энергоактивные зоны, самые значительные геопатогенные аномалии, обнаруженные в Подмосковье. Причем, наряду с положительными зонами прослеживаются и места с ярко выраженной отрицательной энергетикой. Известно, что наши далекие предки прекрасно умели определять геопатогенные зоны и именно здесь устраивали капища своих богов, где совершались различные ритуальные обряды, жертвоприношения… В результате к природной аномалии добавлялась так называемая намоленная энергетика, благодаря которой каждая такая активная зона становилась еще более мощной.

Одна из граней Змей-камня покрыта змеиным рисунком. Тщательное изучение территории затруднено обширными торфяными болотами, коих множество на территории Мещёры. Но остаётся надежда, что на одном из островков, посреди сфагнового ковра и бездонных топей, отыщется это таинственное и загадочное древнее капище богов – Шушмор, или Шатур.

0 ответы

Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий?
Заполните поля. Это бесплатно! 🙂 (спамеры будут однозначно забанены 🙂 )

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *